Традиционные узоры и орнаменты разных регионов России. Часть 1

Эта статья о прекрасном: невообразимо мудрых, глубоких и поражающих воображение традиционных орнаментах на посуде и других предметах, которые характерны для разных регионов России.

Давайте вместе совершим путешествие по нашей большой стране и полюбуемся на изумительные работы наших мастеров, которые берегут родные традиции.

 

Мезенская, или палащельская, роспись

Её история начинается в конце XIX века в селе Палащелье, что в Архангельской области вблизи реки Мезень.

Преобладающие цвета этой росписи – красный и чёрный. Основные мотивы – природные.

В старину для росписи кухонной посуды использовали преимущественно берёзу из-за её однородной гладкой древесины и высокой плотности.

Пихтовые деревья, обладающую более светлым тоном, применяли для прялок.

В наше время палащельскую роспись (впрочем, как и многие другие традиционные росписи) наносят также на ткани и кожаные изделия.

Каждый элемент росписи несёт в себе определённый смысл и располагается в строгом порядке:

  • Красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнца по горизонту, что символизирует саму жизнь. Изображение коня на крыше жилища означает, что изделие служит оберегом. Солярные знаки рядом с животными указывают на веру в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
  • Птицы: гуси, утки и лебеди символизируют души предков, которые находятся всегда с нами рядом.
  • Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
  • Ели, сосны или лиственницы — символы мужской силы.
  • Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь всем живым созданиям на земле.

Гжель

Родиной гжельских изразцов и посуды является так называемый «Гжельский куст», территория, объединившая 27 деревень примерно в 60 км от Москвы.

Происхождение гжельской керамики обусловлено добычей различных сортов глины в этом регионе. По разным источникам этот процесс начинается ориентировочно ещё в XV–XVI веках.

Само слово «гжель», считается, образовано от глагола жечь, благодаря которому возникло название росписи и одноимённой деревни. Тем не менее, есть иная версия: название посуды и изразцов пошло от деревни Гжель, а не наоборот. Обычный метафизический спор😊.

Преобладающие цвета в гжели – голубой и синий, но гжель также бывает и цветная.

Свои знаменитые синие оттенки эти изделия получили благодаря свойствам кобальта, которым наносится орнамент. Исходный чёрный цвет этого вещества после обжига играет разными оттенками синего.

Мотивы узоров самые разные:

  • Животные и птицы;
  • Растения – ветви, листья, бутоны или ягоды;
  • Различные сеточки, бусинки, жемчужины, шашечки;
  • Самые разнообразные житейские и сказочные сюжеты.

Хохлома

Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. О местечке «Хохломская ухожея[1]» знали ещё при царе Иоанне Васильевиче.

Название этому старинному русскому народному промыслу, которым уже несколько веков занимаются жители Заволжья, дало село Хохлома.

Хохлома – это русское село Нижегородской губернии, некогда торговый центр, куда безымянные мастера привозили свои деревянные произведения искусства.  Затем купцы развозили изделия по всей России и за рубеж.

Преобладающие цвета хохломских изделий – золотой, пламенно-красные цвета, чёрный. Но эта яркая роспись по дереву известна прежде всего своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком.

Выделяют несколько видов хохломского орнамента:

  • Травная роспись сделана мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками. Причём из разрозненных травинок художники нередко создают различные сочетания, которые вместе образуют петуха, жар-птицу на дереве, а также рыб.
  • Роспись «под листок» или «под ягоду» — помимо травинок она включает овальные лепестки, расписанные тычками кисти, с ягодками около стебля. В зависимости от величины на изделиях на нём могут присутствовать элементы ветки рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.

  • Роспись под «пряник» или «рыжик» делается обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат, с кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге – солнце. Другое название пряника – косовик, так как из растений будто вырастают косы. Незамысловатый на первый взгляд рисунок гораздо интереснее, чем кажется – если приглядеться, то возникает чувство, будто солнце движется, захватывая в танце все листочки и травинки.
  • «Кудрина» – стилизованные золотые изображения завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. В этом виде хохломской росписи главной является контурная линия, золотое пятно и тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.

  • «Фон» – стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб образуют фон, который затем дополняется краской – обычно чёрной. Поверх чёрного фона делают мазки-травинки, гроздья ягод и яблочек, цветочки.

Невообразимо красиво и мудро, правда?

И это ещё далеко не все традиционные виды росписи, которыми известны разные регионы России. Следите за событиями на нашем сайте: продолжение следует!

Автор статьи: Анна Киран

 

Вторая часть обзора доступна здесь.

При подготовке статьи использованы следующие справочные материалы:

https://posudaa.ru/istoriya
https://ethnomir.ru/articles/mezenskaya-rospis/
https://ceramicadecor.ru/blog/krasota-iskonno-russkih-ornamentov-v-rospisi-fayansa-i-izraztsov-gzhel/
https://souvenirs-nn.ru/eshhe-odna-divnaya-tekhnika-gzhel-v-istorii-i-sovremennosti/
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/hohloma/
https://www.miraterra.ru/khokhloma-russkijj-narodnyjj-promysel/

 

  1. Ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню.

 

#гжель #хохлома #узоры #роспись #мезенскаяроспись

About the Author: Анна Киран