ЭТА ЗАГАДОЧНАЯ ЛЮБИМАЯ ВЕРЁВОЧКА

Last Updated: Пн 25 декабря 2023By Tags: , , Views: 1

 

Верёвка Верёвка Верёвка

Верёвочка больше не является утилитарным предметом домашнего быта. Но зато как декоративный материал – верёвка и нити стали необыкновенно популярны. И чего только из них ни делают теперь: от люстр до диванов!

В чём же притягательная, чуть ли не мистическая власть ниточки-верёвочки?

… Заглянем в глубь того времени, когда небо, как известно, было голубее, а трава намного зеленее. Достаточно для погружения и конца 19 века. Тогда русская деревня ещё жила так, как было заведено на Руси-матушке нашими далёкими пращурами. То есть – общинной жизнью. Не путайте жизнь тусовочную, коллективную и общинную. Это три большие разницы! Ощутите их, почувствуйте сами.

Вот, к примеру, общинный обряд плетения верёвочки. Вы удивитесь, но именно от него до наших любимых верёвочек – рукой подать.

В старину общину называли ещё и по-другому: ве́рвь, верея́, верва́ и… ве́ра. Узнали в них современное слово верёвка? Как в верёвке сплетаются волокна, так и в общине свивались воедино судьбы живших в ней людей, укреплялась их взаимная вера, доверие. Обряд плетения верёвки существовал вплоть до 20-го века и прекрасно известен как фольклористам, так и этнографам. Вот как он ими описывается.

Обрядовое действо плетения верёвки проводилось раз в год. Оно заключалось в том, чтобы за один день всей, единой сельской общиной вместе изготовить материал для как можно более длинной качественной верёвки и сплести её.

Единство в плетении верёвки достигалось через единение членов общины по духу, а не по возрасту и крови! Духовное побратимство в культуре русского народа – равно́, а иногда и выше кровного родства.

В плетении обрядовой верёвки были задействованы все члены общины, начиная с детей от 7-ми лет. (До этого возраста за малолеток перед общиной отвечали родители.) Мальчики, девочки и наставлявшие их в проведении обряда старики собирали нужные травы. Из этих трав девушки и женщины тутже делали пеньку́. А затем сильные мужские руки искусно свивали из пеньки́ длинную, красивую и прочную верёвку – веру, верву, верею.

Важным было все процессы по изготовлению обрядовой верёвки начать и завершить за один день: с его рассвета до заката. Для этого требовалась особая слаженность, сочетание быстроты и качества работы на каждом этапе, задор и вдохновение, взаимопонимание, поддержка, единый трудовой и духовный порыв. Это было действительно не просто трудовое, а праздничное обрядовое действие высокого смысла и цели!

Физически, технологически и организационно процесс создания верёвки был непростым. И каждый, от мала до велика, вкладывал в изготовление верёвки свой посильный труд, каждый ощущал себя нужным и значимым для достижения общего конечного результата. Считалось, что сделанная общими усилиями верёвка как бы связывает, свивает воедино всех людей. От мала до велика. Участвующих в обряде здесь и сейчас. Предков и их потомков. Всё, что было, есть и, по желанию свершающих обряд, придёт и будет. Соединяло в единую верени́цу событий. В это верили. К этому стремились всей силой духа и чистотой души!

Согласитесь: обряд плетения верёвки базируется на потрясающем знании природы человека.

Обрядовая верёвочка-верени́ца не продавалась. У неё было другое назначение. Не как у обычной, бытовой верёвки, а сакральное. И ценность обрядовой верёвки была не коммерческой и не рыночной.

На рынке же верёвки в те времена были дороги! Во-первых, они изготовлялись из особых природных материалов высокого качества. Во-вторых, делали верёвки вручную. Для этого требовалось особое незаурядное искусство. Но на Руси владели им настолько совершенно, что с незапамятных времён и до начала 20-го века товар мастеров-верёвочников из нашего Отечества славился на весь мир. Его ценили, потому что от качества верёвок и канатов в то время зависела сама жизнь. Верёвке вверяли жизнь судов, людей, сохранность грузов. И верёвочный промысел Росси неизменно оправдывал это доверие. Не удивительно, что он создавал наибольшую по объёму и стабильно высокоприбыльную статью доходов в государственной и общинной – именно “И”, а не “В ТОМ ЧИСЛЕ” – казне царской России.

В общинном хозяйстве жизнь – это за́мкнутый внутри её самой круговорот трудовых ресурсов, передача средств и прав между живущими в ней и будущими поколениями. Поэтому с готовой обрядовой сакральной верёвкой поступали особым образом. Иногда её оставляли в общинное пользование и, на протяжении поколений, мерили, например, общинную землю. А иногда резали на куски, наделяя ими на память как сакральным даром всех членов общины.

… Так не отсюда ли, не из генетической памяти о сакральной мудрости предков, – то самое желание сплести своими руками и повязать на запястье себе, любимому или другу – браслет? По сути – сакрально-обрядовый? Или украсить дом плетёным кашпо? Или перевить цветочный горшок незамысловатой на первый взгляд, но чем-то таинственно милой и дорогой нашему вещему сердцу верёвочкой?..

Что же нам делать с таким предположением? Рассмеяться в ответ? Можно. А можно и задуматься.

Автор – С. Литвиненко

ИСТОЧНИКИ: видеовыступление Александра Пыжикова “Роение. Для чего нужна община.

Дополнительно об обряде плетения верёвки можно узнать здесь:

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Выбрать с сайта и внести активные адреса тематических материалов.
Например:
Обрядовые праздники славян

Славянская магическая геометрия

Обереги для дома и семьи

About the Author: Cvitlana