Сварожки, или Курьи именины


14–20 ноября (1–7 ноября по старому стилю) отмечают Великое осеннее Сварожье (Сварожки). Праздник этот древний, весёлый, добрый, семейный – в общем, хороший! Но почему-то знают о нём немногие, а больше помнят про Кузьминки, новодел христианский. А жаль!

У этого прекрасного праздника, вернее целой праздничной недели, много названий: Сварожки, Великое осеннее Сварожье, Сварожья неделя (седмица), Вторые Осенние Деды, Курьи именины, Кочеты, Ледостав.

Посвящены эти дни Сварогу, Небесному кузнецу и Отцу Светлых Богов. Сварга закрылась, морозы участились, землю и воду на зиму начинает сковывать лёд, реки замерзают. Помните, что с приходом холодов все работы перемещались в избу? Вот и славили в эту пору Сварога – покровителя домашнего очага и тружеников. Сварог – «Отец Богов», Бог-Творец, Бог огня и домашнего очага, крепкой семьи. А потому праздник это семейный. Также Сварог – покровитель мастеров, творцов, созидателей (помните слово «варганить»? узнаёте корень в этом слове?).

На стол в это время обязательно принято было подавать петуха. Петух у славян – это символ огня и мужской силы. Петух и курица служили олицетворением плодородия, крепкой и здоровой семьи с богатым потомством. А потому делали разные вкусности и сладости в виде петушков, украшали «курочками» дом.

Верили, что Сварог может сковать семью крепкую. Поэтому девицы в эту седмицу просили Сварога о женихах. Иногда эту пору именовали даже Праздником девичества.

А ещё дружные наши предки в это время ходили в гости с варёными, жареными курами, готовили кушанье из курятины, а потом играли-веселились – шли кур воровать по деревне – шутя, конечно. Соседи не обижались: это обычай такой, и считалось, что от этого кур будет водиться больше, да и здоровее они будут.

По церковному календарю на эту неделю приходятся праздники:

  • 1 ноября – день святых Космы и Дамиана — Кузьмы-Демьяна Зимнего (Кузьминки). Кузьма и Демьян почитаются у христиан как покровители домашнего очага, устроители браков, мастера и труженики, покровители кур. Говорят про этот день: «Демьянов путь — не путь, а только зимы перепутье»; «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать»; «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна»; «Кузьминки — курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян — куриный бог», «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол»;
  • 2 ноября — Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит»,);
  • 6 ноября — Павел Исповедник и Варлаам Хутынский — Ледоставы («Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга — мороз да вьюга»).

Выходит, что нам от нашего родного, исконного культурного богатства оставило христианство только что? Ничего – себе всё забрало.

На самом же деле речь идёт о родном Боге Свароге, о глубоких переменах в природе, о наших родных обычаях. А потому давайте возрождать память о них и сами традиции.

Ведь если разобраться, то все эти обычаи такие с первого взгляда смешные и несуразные об одном! О крепком, трудолюбивом, дружном Роде, который готов ко встрече зимы, согреваемый жарким огнём домашнего очага, поддерживаемый самим Богом огня, Отцом Богов!

About the Author: Анна Киран

Последнее видео

Новости по почте

Подпишитесь и узнавайте о новых статей из первых рук.