Кто такие Банник и Обдериха?

Last Updated: Чт 10 ноября 2022By Tags: , , Views: 5


Все пороки, грехи и печали,
Равнодушье, согласье и спор
Пар, который вот только наддали,
Вышибает, как пули, из пор.
Из стихотворения Владимира Высоцкого о бане

Баня – это вам не сауна, не хаммам и не ванная. Это место особое, волшебное. Издревле баня у нашего народа использовалась не только для купания, но и для исцеления от недугов, очищения души и сознания; а ещё в бане принимали роды, пряли зимними вечерами и даже гадали.

Столько с этим магическим местом связано обрядов, правил, рассказов, сказок. Ну и, конечно, раз место такое непростое, опутано оно разными преданиями и поверьями. И, как заведено у нас, в бане, в лучших русских традициях, обитает и свой дух. У духа этого много названий и ещё больше образов. Банник, баенник, баинник, байнушко, банный, байник, лазенник, лазник, баенна хозяйка, банница, обдериха[1]. Это всё про банный дух. То это старичок, то мужичок, то женщина, то старушка, то девушка, то чучело какое, а бывает, что и дитя, а то кот или собака! То голый, то одетый, то босиком, то лохматый, то вообще точно конь с гривой! У-у-ух! А сколько рассказов и небылиц (или всё-таки былиц?) с этим духом связано – не перечесть!

Вот, к примеру, несколько рассказов (Из книги Черепановой О. А. «Мифологические рассказы и легенды Русского Севера» и книги Левкиевской Е.Е. «Мифы русского народа»):

А вот с моей подругой дело было. Старики ей говорили, что одной баню замывать[2] нельзя. А она то ли забыла, то ли посмеялась. Пошла в баню одна мыться последней. Зашла, голову намылила, за водой нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зелёная! И смотрит на неё. Она кричать — и выскочила. Нашли её братья на снегу, еле откачали.

В бане обдериха, обдериха, говорят. Это все тоже пугали. Волосами-то завесилась, зубы-то длинны, глаза-то широки. Это все пугали. Не ходи поздно в баню, обдериха задерёт.

Вышла она, соседка [рассказчицы], из байны-то, спина вся изодрана. Это обдериха драла. Под полком в бане, там, бывает, обдериха сидит. Они людей задирали. В полуночье они могли кошкой повидеться, глаза широкие!

Обдерихой раньше малых пугали, мы край [сильно] боялись. Как ребёнок родится, его в бане вымоешь, так обдериха. Сколько вымыто, как родились, столько обдерих. Обдерихи кошками являлись. Одного мужика задрали, шкура вся задрана. А то говорят, что обдериха в бане только после сорокового ребёнка появляется.

В байну идёшь, говоришь, просишься: «Баенна хотёрка [квартирка], баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, впариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице». После двенадцати в байну не хо́дя. Она ведь, обдериха-то, тожы хочет отдыхать, помыться хочет. Одна женщина мылась в бане после двенадцати, дак она её за волосы вытащила.

Расскажу про свою мать. Мылась она в бане, мы небольшими были. Нас отец мыл. Так мать всех ребят вынесет, потом сама будет мыться. А отец говорит: «Жонка, говорит, Наташка, я весь зажаре́л». А она: «Иди, кто меня съест!» Похвастала. Ушёл он через дорогу дом-то. Слезла она с полка, слышит, в камнице [каменке] — туда жар кидают — камешки постукивают. Как ухнет вся камница в печку. Она-то вся в мыле домой прибежала, до люльки добежала и упала тут. А завтра бабушка пошла, всё на месте. Повиделось ей.

Мужик сказывал, что пришёл он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошёл в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрёшка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».

Ну и истории! Прямо опаснейший зверь, этот банник. Вот читаешь эти страсти-мордасти и думаешь: «А отчего так? И что из этого правда? И это всё про нашу чудесную баньку что ли?».

Стоит сразу оговориться, что хоть «баня парит, баня правит, баня всё исправит», всё-таки она частенько признаётся местом нечистым. После баньки полагается ополаскиваться ключевой водицей, искупаться в речке или поваляться в снегу. А нечистым местом баня считалась по нескольким причинам. Ну, во-первых, в бане человек нагой, не защищён одеждой или головными уборами с вышивками да оберегами, т.е. он открыт для нечисти. Кроме того, чистым человек в баню не пойдёт – туда приходят и тело, и душу, и помыслы освежить. Значит, всё, что вода да жар смывают, оседает в баньке, постепенно накапливается, и становится банька нечистой. Ещё грязнее она от некоторых современных непотребных «традиций» её использования.

Но далеко не у всех банька-то нечистая! И вот в этом месте нужно вернуться к началу нашего повествования. Как мы с вами знаем, баня – место волшебное. И строить её нужно не как попало, и материалы специальные нужны, и топить-то нужно по-особому, и пар-то сильный, и температурный режим непростой, и процедуры все банные по уму делаться должны; и веники-то специальные – каждый для своего случая и недуга; и … Ну вы поняли. Баня – это вам не хухры-мухры. А значит, уважение должно быть и к бане, и к связанным с ней традициям да обычаям, и к банному духу.

Дух этот заводится в бане постепенно. В новой бане духа изначально нет. А вот как люди будут баньку топить, как будут её использовать, как будут соблюдать обычаи, такой и будет дух. Коли мы в бане безобразничаем, по ночам там устраиваем пьянки-гулянки, традиций не соблюдаем, топим не по уму, так и дух будет соответствующий.

Но также мы знаем, что кто сердцем добр, кто в баньку исправно ходит, кто в баньке хочет исцелиться, очиститься, кто банные обычаи чтит, тот и сам здоров, и семья его здорова, и банька у него хороша, и в жизни всё ладится. Банька у хорошего хозяина не будет грязной, не покалечит и не сгорит.

Так вот и выходит, что опасен банный дух для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Что за правила такие? Ну, для начала, хотя бы нужно спросить позволения у Банника попариться в баньке. Раз он сторож, так и без его ведома да спроса неприлично в баню соваться. Выходя из бани, следует поблагодарить Банника – это элементарная вежливость. Чтобы Банник был добр к хозяевам, ему оставляют воду и ковш, мыло и веник – это учтивость. А ещё банный дух любит соль и хлебушек, прямо как мы с вами. Так и говорят про этого хранителя банного, что он как человек: и подарочки любит, и уважение ценит, и покушать не прочь. А ещё говаривают, что он и помыться любит – в последнюю очередь, всегда после всех людей – как вежливый хозяин. А потому незачем лезть в баню поздно вечером – это банников черёд попариться. По ночам в баню ходить – это как раз наша грубость, невоспитанность, неуважение по отношению к духу бани, да ещё и глупость – по ночам спать надо, как все нормальные, приличные люди!

Ещё одно правило интересное: мужчинам полагается в баню с правой ноги входить, женщинам – с левой. Если человек хочет попросить помощи у Банника, идти подобает с определёнными подарками для духа. Для исцеления тела хозяину бани несут мёд, молоко и хлеб. Если же нужно избавиться от дурных мыслей, душу очистить, несём в баню полынный веник, ведь полынь способна прогнать всякую нечисть, но, конечно, не без помощи Банника.

Так что Банники да обдерихи – духи-покровители бани и банных традиций. Они призваны стеречь банные обычаи и обряды, чем справно и занимаются: поощряют и радуют людей благочестивых, живущих в традиции и ладу с Родом, но наказывают тех, кто ослушивается и Род свой позорит. Изначально, судя по всему, истории про злого Банника были призваны научить подрастающее поколение блюсти традиции. Но вот сегодня прислушаться к урокам предков стоило бы и взрослым…

Банник отражает хозяев дома. Поговорка про баньку гласит: «Нет злее Банника, да нет его добрее». Не сердите его, подарочки несите, с уважением относитесь и к нему самому, и к домику его, и к банным традициям (которые, к слову, не просто так выдуманы), так и будет вам пар-жар на здоровье!

В бане некрасивых женщин не бывает,
Каждая, как Ева, хороша:
Влага, словно жемчуг, кожу украшает,
Радуются тело и душа.
Ты меня обнимешь, банька, лёгким паром,
Пропитаешь ароматом трав,
И красы добавишь, согревая жаром,
Хвори и болезни все прогнав.
Веником дубовым ты напаришь, чтобы
Негою наполнить всю меня,
Я нырну с восторгом в пышные сугробы
Звёздам улыбнусь, Луну дразня!
Ну а после чая сразу разомлею
И, конечно же, просплю зарю…
Только засыпая, прошептать успею:
Господи, за всё благодарю…!»

Скворцова Галина

 

  1. Так банный дух называют в основном на Русском Севере.
  2. Замывать баню — ходить в последний пар.

About the Author: Анна Киран

Последнее видео

Новости по почте

Подпишитесь и узнавайте о новых статей из первых рук.