Приметы, обычаи и праздники сентября

Первый месяц осени в наши дни мы называем сентябрём, однако известны и другие, народные, исконные, названия этого месяца – вересень, велесень, листопад, хмурень, ревун.

В старину на Руси сентябрь был седьмым месяцем. С конца XV века, согласно указу царя Ивана III, начало года на Руси стали отсчитывать с 1 сентября, а в 1700 году, в результате реформы Петра I, сентябрь превратился в девятый месяц.

Наш богатый язык и культура сохранили ряд интересных примет на это время года:

  • Если сентябрь сухой и тёплый – осень будет хорошей, а зима наступит позднее.
  • Отлёт журавлей в самом начале сентября предвещает раннюю зиму.
  • Гром в сентябре обещает тёплую осень.
  • Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
  • Паутина стелется по растениям – к теплу.
  • Журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» – к хорошей, приятной осени.
  • Листопад проходит скоро – зима будет холодная.
  • Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
  • Если рябины в лесу много – осень будет дождливая, если же мало – сухая.
  • Если осенью вход в кротовую нору расположен на север, зима будет тёплой, к югу – холодной, к востоку – сухой, к западу – сырой.

Сентябрь – очень насыщенный месяц. И не только потому, что в это время много заготовительных работ. Сентябрь необычайно богат праздниками, которые проходят под знаком не только сбора урожая и подготовки к зиме, но также и единства времён года и миров, свадебных обрядов как объединяющих судьбы двух людей и родов.

Ещё в самом конца августа[1] (29 августа по старому стилю, 11 сентября по новому) отмечался у наших предков переход от лета к осени. Этот день так и назывался – Полетовщик. Это народное название христианского праздника в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, корни которого уходят в наше далёкое прошлое. И хотя существовал церковный запрет на пения и весёлые празднования, день этот в народе отмечался на широкую ногу – зазывали гостей, угощали нищих, странников и сирот. Народ праздновал отсечение – но не главы, а одного времена года другим, одного вида полевых и домашних работ другим. На стол подавали разнообразные каши, пироги с постными начинками (гречневые, гороховые, грибные), компоты и взвары[2]. Обязательно готовили и кулагу – пареное тесто с ягодами. Кипятком запаривали смесь ржаного солода и ржаной муки, добавляли ягоды (чаще всего калину), затем сосуд с кулагой плотно закрывали и ставили в протопленную печь с вечера до утра.

А вот другие обычаи и поговорки, связанные с этим днём:

  • Иван постный пришёл, лето красное увёл.
  • Иван постный – осени отец крёстный.
  • С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
  • Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
  • На Ивана Крестителя журавли пошли на юг – к ранней зиме.
  • На Ивана Постного – хоть и пост, да разносол.
  • Праздник отмечался без песен, но с обильной едой и угощением нищих, бедных странников.
  • Иван постный – последний срок стлать лён на стлищах[3].

Вся первая неделя сентября – с 1 по 7 числа по старому стилю, 14-21 по новому стилю – посвящена Богине Макоши-Прародительнице. Эта череда святодней носит название Макошино Полетье, или «старое бабье лето».

Богиня Макошь — Богиня Вселенской Судьбы, которая олицетворяет женское начало и мудрость. Макошь дарит женское плодородие, урожайность и семейное счастье, способствует процветанию, хозяйственности и достатку в широком смысле, а также покровительствует женскому рукоделию. Не будет преувеличением, если мы скажем, что Макошь — Главная Богиня Руси!

В старину 1 сентября также отмечали день Симеона Летопроводца. В народе говорили: «Семён лето провожает, бабье лето начинает». На этот день приходится необычный славянский обряд — похороны мух и тараканов. Эта забавная, на первый взгляд, традиция на самом деле важна – она сопровождалась обрядами, которые помогали убирать из дома мух, тараканов, клопов и прочих насекомых.

Потешные похороны устраивали девушки. Они вырезали из овощей маленькие гробики и сажали туда пойманных мух, а потом – притворно торжественно и с причитаниями – выносили их из избы, чтобы предать земле или подвесить к ветке дерева. Частью обычая был также выгон мух из избы – размахивали полотенцем или штанами, приговаривая: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обычай хоронить мух и тараканов был практически повсеместным и отличался лишь в мелочах. В частности, в некоторых регионах размахивали именно штанами – бытовало поверье, что у мухи, выгнанной мужскими портками, навсегда отбивается желанье возвращаться обратно в избу. Считалось, что «убить муху до Сёмина дня – народится семь мух; убить после Сёмина дня – умрёт семь мух».

У обряда был и иной смысл: во время похорон мух девушкам устраивали смотрины. На это время приходилась осенняя пора свадеб, которая начиналась с Семёнова дня, а заканчивалась она в конце ноября. Потому первую неделю сентября иначе именовали свадебной неделей – она открывала осенний свадебный сезон.

Смотрины проходили под песни:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.

Про эту пору сохранились народные приметы и поговорки:

  • Семён-день — севалка с плеч!
  • Семён-день — и семена долой!
  • На Семён-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком[4] маши!
  • Счастливое новоселье — сухая осень, коли на Семёна сухо!
  • Бабье лето ненастное — осень сухая.

Кроме того, в календаре сельскохозяйственном это пора запашек – время заделки в почву органических удобрений (навоз, торф, компост, зелёные удобрения и т. п.) и семян. Тогда же начинали мять и трепать пеньку[5], молотить лён и ткать. Обычно это делали женщины на открытом воздухе – затевали супрядки, посиделки для прядения. Была такая примета на эту неделю: если луга опутаны тенётником (паутиной), если гуси гуляют стадами, если скворцы не летят, то вся осень будет сподручной для деревенских работ.

Сразу за Макошиным полетьем – 8 сентября по старому стилю – следует Праздник Рода и Рожаниц. В этот день вспоминают Бога Рода и его спутниц Рожаниц. Считают, что Рожаницы, покровительницы семьи, сообщают человеку о его судьбе, помогают беременным женщинам и младенцам. Рожаницами обычно называют Богиню Ладу, её дочь Лелю и саму Богиню Судьбы Макошь. Это время сбора урожая, потому образ Рожаниц и Рода иногда связывают не только с рождением детей и силой рода, но и с плодородием земли. Мужчины в этот день по славянскому обычаю принимали на себя ряд домашних обязанностей по ведению хозяйства, чтобы женщины могли почтить Богинь-Рожаниц. В дар Рожаницам приносят мёд, пироги и обязательно кашу. По традиции обрядовую кашу готовили «в ссыпку», добавляя по горсти разных круп из нового урожая.

Затем приходит Корнильев день (12 сентября по старому стилю), и начинается пора сбора корнеплодов. Считается, что они созрели, и их можно собирать. В народе говорили:

  • Корнилий на дворе – всяк корешок в своей поре;
  • С этого дня корень в земле не растёт, а зябнет.

Теперь в земле остаётся только репа – она засиживается на огороде до самого конца сентября.

12-14 сентября по старому стилю / 25-27 сентября по новому отмечается Змейник Осенний. Это один из святодней Кологода[6], посвящённый Велесу, а если точнее, то свадьбе Велеса и Мары. Считается, что с этого дня начинается отлёт птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку. В народном календаре с этим днём связывали окончание жатвы и начало осенних работ. Другое название этого дня – Воздвиженье. Наш волшебный язык передаёт истинную (нехристианскую) суть праздника – ощутимое движение сил в Природе, смена времён года и погоды. Посудите сами!

Про этот день сохранились такие приметы и поговорки:

  • Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает,
  • Воздвиженье осень зиме навстречу двигает,
  • На Воздвиженье птица в отлёт двинулась,
  • Двинулись над Русью птиц вереницы,
  • На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся — уходят под землю,
  • Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под землю перед зимней спячкой,
  • На Воздвиженье медведь в берлогу уходит.

По народным поверьям в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — Змеиного Царя, поэтому в этот день запрещается ходить в лес – змеи перебираются из полей в леса. Кроме того, верили в народе, что Лешие бегают по лесам и готовятся к зимовке: после Змейника они «проваливаются сквозь землю», чтобы проспать до весны.

Другое название Змейника – День Огненного Волха Змеевича. Огненный Волх – славянский Бог войны, страж Ирийского (Райского) сада и муж Богини Лели. Он был рождён от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. Таким образом, Волх являлся потомком Великого Чёрного Змея, владыки тёмных сил, и Матери Сырой Земли, которую всегда связывали с подземным миром.

Об Огненном Волхе есть красивая легенда. Молодой Бог обладал и силой, и хитростью. Он является прообразом Сокола Ясна Финиста и Серого Волка в русских народных сказках. Так вот, обернувшись соколом, Волх проник в небесный сад, чтобы склевать золотые яблоки. Да не просто ради лакомства – вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над всем Миром. Однако он случайно услышал пение Лели[7], заслушался и позабыл обо всём на свете. А увидев её золотые кудри, забыл Волх и о своём желании захватить Вселенную. Эти чувства оказались взаимны.

Но не мог Волх стать супругом Лели, ведь он принадлежал Подземному миру, а посему должен был быть враждебен силам Света. Сёстры Лели, Жива и Марена, узнали, что её по ночам навещает тайный гость, и решили истыкать иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Прилетев на встречу к Леле в очередной раз, он ранил крылья и вынужден был вернуться в Пекельное[8] царство.

И тогда Леля ушла из небесного царства. В поисках Волха потратила она долгие годы. Нашла же Леля его, когда изломала три пары железных башмаков и три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба. Освободила она Волха от власти подземного мира. Своей преданной любовью преобразила его – из грозного и властолюбивого врага небесного мира превратился Волх в его главного защитника, сменил войну на мир.

Змея у славян – волшебное животное, которое, как считалось, могло наделять человека силой, поделиться знаниями, указать на целебные травы и предупредить об опасности. Считалось, что змея, живущая во дворе или под порогом избы, – к счастью. Она служила защитником дома, являлась воплощением духа предков. Потому её подкармливали молоком и не гнали со двора.

21 сентября по старому стилю (4 октября по новому стилю) отмечается праздник Небесного Кузнеца День Сварога. Землю уже начинает сковывать мороз, а влияние светлых Богов уменьшается. Земля остаётся на попечении Велеса.

Начинается и в Природе, и у людей тяжёлое время. Чтобы людям было легче, Сварог решил даровать им топор и обучить ремёслам. И именно в этот день народ чествует плотников, кузнецов и прочих умельцев. В эту пору молодые люди проводят разные обряды. Помните, что продолжается сезон смотрин и свадеб? Так вот, девки готовят избу, устраивают братчину[9], иногда по этому поводу собирают народ по всей деревне, а потом в течение трёх дней устраивают пирование, где девушка-невеста считается уже за хозяйку в доме. На вечёрках рассказывают волшебные сказки, проводят игры.

22-24 сентября (дата плавающая) славяне празднуют Радогощ, один из важнейших праздников Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Это самый крупный осенний праздник. Другие его названия – Осенины, Авсень, Таусень, Овсень, Вересень, День Осеннего Равноденствия, День Осеннего излома, Осенний Солнцеворот.

Осенины — это одновременно окончание всех крестьянских сезонных работ, праздник урожая и День осеннего равноденствия.

Отмечая этот праздник, всегда звали много гостей, собиралась вместе вся семья, готовились богатые угощения. Проводили такой весёлый обряд: старейшина как будто «прятался» за сложенными горкой яствами (в старину – за огромным медовым пирогом) и спрашивал остальных: «Зрите ли мя, детушки?». Если не видно его было, то богатый урожай, а если: видно – худой. Тогда старший благословлял народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» или «Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!»

Неслучайно, что в эту же сентябрьскую пору закрывается и Сварга[10] (Вырий) – происходит прерывание живой связи между Небом и Землёй: Явь до будущей весны покидают богиня Жива и другие Светлые Боги.

Жива являет собой олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей Природы. Уходя – на время, конечно, – она забирает с собой тепло, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Но мы благодарны Живе за то, что она послала нам урожай, не дала умереть с голоду, помогая сохранить жизнь.

Дух предков с этого дня не опускается на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой передать предкам весточку. По народным поверьям первой улетает кукушка (так как у неё хранятся ключи от Рая, Ирия), а последним – аист.

По этому поводу в народе проводят такой обряд: на Капище[11] сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами предков в Ирий.

В Православии 24 сентября отмечают Фёклу Заревницу. Название появилось из-за обычая палить в этот день сухую траву на полях. С этого дня начинали по утрам молотить хлеб («замолотки»), зажигали огонь в овинах[12] (так называемые Именины Овина, во время которых прославлялся Огонь Сварожич (зимой почитают хладный Хорсов Огонь, весной почитают жаркий и ярый Ярилин Огонь, летом — Даждьбожий, а осенью — огонь земной, Сварожич).

Про этот день говорили в народе:

  • На Заревницу хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок.
  • С Заревницы— зори становятся багряными, а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадиным скоком».

Накануне Фёклы Заревницы в деревнях праздновали Печные Именины. Большуха, старшая женщина в семье, кланялась печи и Печной Хозяйке и обращалась к ней со словами: «Печенька-матушка, ты, Печная Хозяюшка! Пособи мне, внучке Даждьбожьей, с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде[13] сохрани!»

 

Подробнее об этих и других праздниках, обычаях и приметах сентября читайте в источниках:

https://detskiychas.ru/proverbs

https://artsgtu.ru/

https://feast-guide.com/ru/celebrations/447.html

https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/rod-i-rozanitsi/

https://velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/tausen.html

 

  1. Сразу оговоримся, что в источниках есть некоторая путаница в датах, связанная с переходом в 1918 году на новый стиль. Потому в этом материале в некоторых случаях дату указываем двояко.
  2. Взвар – густой, насыщенный напиток, получаемый с помощью кипячения воды с травами, фруктами или ягодами.
  3. Стлища – участок поля или луга для расстилки льняной соломы.
  4. Валёк – деревянный брусок с рукояткой или округлая палка, имеющие различное применение (для валяния шерсти, обмолота и т.п.).
  5. Пенька – волокна из стеблей технической конопли.
  6. Кологод – годовой Круг, основанный на цикличности явлений Природы, а также цепь обрядов и праздников, которая помогает человеку в течение года оставаться в ладу с Природой.
  7. Леля – славянская Богиня Весны, дочь богини красоты и любви Лады.
  8. Пекельное царство – это нижний мир, царство мёртвых, где властвуют тёмные Боги и их воинство.
  9. Братчина (братовщина, складчина, ссыпщина, ссыпка, канун, свеча) – общинный пир, празднество в складчину, скреплявший родственные и соседские узы.
  10. Сварга / Вырий – здесь: Рай, место пребывания полубогов и блаженных смертных, где также зимуют птицы.
  11. Капище – святилище, сакральное место, где совершаются обряды.
  12. Овины – хозяйственные постройки, в которых сушили снопы перед молотьбой.
  13. Под – нижняя горизонтальная часть печи, часть её топки. Иногда пироги пекли прямо на поду.

About the Author: Анна Киран

One Comment

  1. NikO Ср 31 августа 2022 at 18:11:05

    Очень хорошая статья, благодарю.

Comments are closed.