Памяти Светланы Жарниковой

Last Updated: Пт 25 ноября 2022By Tags: , , Views: 8

26 ноября 2015 г. ушла из жизни Светлана Васильевна Жарникова,

крупный отечественный учёный-этнолог, благодаря трудам которой был совершен прорыв в исследовании вопросов, связанных с орнаментальными мотивами Русского Севера и так называемой «теорией о прародине индоевропейских народов».

“В мои студенческие годы кафедра истории СССР Вологодского пединститута была профилирована по истории северного крестьянства. Все поголовно преподаватели были аграриями, крушили мозг студентов данными о развитии деревни. Разумеется, превозносились успехи социалистического строительства и всячески порицался самодержавный строй. Написать, что в каком-то году до революции что-то было хорошо, считалось идеологическим преступлением.

К делу и не к делу цитировали фразочку Ленина: «”К северу от Вологды…идут необъятные пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств, и на всех этих пространствах царит патриархальщина, полудикость и настоящая дикость”.

Факты о том, что несмотря на всё плохое, в русских деревнях росло население, увеличивалось количество деревень и объёмы обрабатываемой земли, как-то во внимание не принимались. Что уж говорить о культуре северной деревни, если сам классик марксизма написал про дикость!

Не трудно представить, что среди студентов аграрные проблемы вызывали интерес только у юных карьеристов и активистов, которым необходима была положительная характеристика для последующей партийной и советской работы. О науке, понятно, никто из них не думал.

После армии, когда я по зову сердца пошёл работать в краеведческий музей, не смущаясь зарплатой в 112 р. 50 копеек, место молодому историку нашлось только в методическом отделе на должности ответственного за общественные музеи. Туда просто никто не шёл, работа неопределенная, командировки по районам, никаких перспектив. Но именно там я впервые соприкоснулся с культурой северного крестьянства, которая в реальности оказалась совсем не такой, как её описывали наши аграрные светила.

До того, как эта территория стала называться «Северной Фиваидой», славной своими монастырями, здесь процветали дохристианские культы, сохранившиеся и до сих пор в народных традициях и памятниках крестьянской культуры. Сейчас об этом знают многие, и о русском язычестве не рассуждает только ленивый.

В 80-х годах прошлого века в эпоху загнивающего развитого социализма это была запретная тема. Этнографы, которые изучали народную культуру как правило говорили о каких-то абстрактных, почти былинных сюжетах на традиционных вышивках, ткачестве и, применительно к Заозерью-Кубенскому, даже в крестьянском кружеве. Было принято писать о боге Солнце, Матери Сырой Земле и Ветре и прочих природных ипостасях.

Но в это же время работали и учёные, которые наполнили древние сюжеты новым содержанием, связав их с конкретной культурой.

Одним из таких людей была младший научный сотрудник Вологодского краеведческого музея, кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова. Я не ошибся, именно так звучала должность человека, труды которого выходили в престижных академических журналах и даже научных сборниках, публиковавшихся под эгидой ЮНЕСКО.

В Вологде Светлана Васильевна имела репутацию, как минимум, странной женщины.

Дирекция музея её всячески унижала, чего стоит сама постановка вопроса, когда единственный в учреждении кандидат наук прочно занимал нижнюю ступеньку в музейной иерархии.
Многие сотрудники из числа любимчиков директорши подсмеивались над Жарниковой, а она год за годом просто делала своё дело.

Посмотрев материалы моей экспедиции в Усть-Кубинский район 1987 г., той самой, образцы кружев которой сейчас составляют гордость экспозиции профильного музея, она сказала:

— Вы, молодой человек, даже не догадываетесь, какие важные для понимания культурной идентичности населения Севера материалы вы привезли из своей экспедиции.

— Отчего же? — ёршисто возразил я,— отличные предметы XIX столетия!

— Это да, но орнаменты на этих предметах древнее сами предметов на тысячелетия!

— Да ну, не верю!

Светлана Васильевна

при таком скепсисе сразу «взрывалась» и начинала рассказывать об орнаментальной традиции, уходящей корнями в неолит, мезолит и даже палеолит – древнекаменный век, отстоящий от нас более чем на пятнадцать тысячелетий! Именно от неё я впервые услышал об «индоариях» и их прародине где-то на Севере Европы. Тогда это было сакральное знание. Жарникова раскладывала перед собой прорисовки орнаментов из коллекции музея и начинала рассказ о древней культуре народа, давшего начало как минимум десятку больших современных народов Европы и Азии, в том числе и восточным славянам, волею судеб спустя тысячелетия вернувшихся на родину предков — европейский Север, ставший с тех пор русским.
Она в совершенстве владела методом экстраполяции, перенося данные XIX столетия в каменный и бронзовый век. Для неё не существовало границ, ведь сакральное знание древности сохранилось фрагментарно в индийских «Ведах», иранской «Авесте», северо-русских диалектах и памятниках материальной культуры славянских народов. Всё вместе это реконструировало картину жизни древних «индоариев».

Даже великую реку Ардвисуру-Анахиту вологодский исследователь нашла на Севере.

«Это наша Северная Двина, всё очевидно, «Дви»— двойная, река— рассоха, «на»— суффикс, обозначающий реку. Это в современном звучании, а в старину «Ар»— арийская, т.е. Река людей, «дви»— значение совпадает, «сура»— песня, течение поток,— увлеченно рассказывала Светлана Васильевна, — в «Авесте» говорится: «у нее заливов тысяча и притоков тысяча». Разве у нашей Двины не так? Ардвисура впадает в белопенное море, а Двина — тоже в Белое море. Есть и ещё совпадения! Кстати, названия рек Шексна и Кубена так же индоевропейского происхождения!»

За энциклопедические знания и сложный бескомпромиссный характер в музее Жарникову не любили, по-моему она так и уволилась оттуда в звании младшего научного сотрудника”.

Последние годы Светлана Васильевна проживала в Петербурге, она была ведущим в России специалистом по своему профилю, непререкаемым авторитетом. У неё вышло несколько книг, её публичные лекции легко найти в Интернете.

Интересно, что те, кто много лет назад посмеиваились над теориями Светланы Васильевны, теперь гордятся знакомством с ней и пытаются делиться воспоминаниями. Кое у кого хватает наглости говорить о совместной с ней научной работе. Это, конечно, неправда. Кроме сына Алексея, других соавторов у учёного в Вологде не было.

Воистину, нет пророка в своем отечестве.

Автор: Александр Владимирович Быков

=====================================

 

читатьи слушать некоторые материалы Светланы Васильевны Жарниковой

About the Author: Red Partizanen