Пролетье, старинный славянский праздник

Last Updated: Сб 11 мая 2024By Tags: , , , Views: 41

Праздник начала лета в народном славянском календаре приходится на первое (четырнадцатое) мая. Этот праздник связывают с именем Бога Ярило, олицетворяющего весну, радость и жизненную силу. Также, заметное место в обрядах при проведении празднества отводится Богине плодородия и весны, Живе. Кроме того, этот праздник иногда именуют Запашник, Яремник и другими названиями, так или иначе связанными с началом посевных работ.

К настоящему времени Пролетье правильней всего называть “традиционным славянским праздником весны”, начала лета и символической победы над суровой зимой.

Старинные сказания гласят, что в день Пролетья Ярило, облаченный в белые одежды и в венке из свежих алых маков ходит по полям, держа в руках колосья ярового хлеба. В тех местах, где ступает нога благого Бога, появляются ранние всходы. Женщинами в течении дня готовится так называемая “майская каша”, все жители общины собираются за накрытым столом, праздник сопровождается массовым гуляньем, песнями и хороводами. В некоторых поселениях существовал обычай изготавливать соломенное чучело, которое воздвигали на возвышенности. Чучело поджигали и танцевали вокруг него до тех пор, пока оно полностью не сгорит.

По древней традиции практически любое празднество, связанное со сменой сезонов, должно быть освещено множеством огней. На Пролетье, с наступлением ночи, костров старались разводить как можно больше – таким образом подчеркивалось уважение к Живе. Считается, что чем больше огней разведено и чем выше поднимается их пламя, тем более теплым станет грядущее лето; в противном случае Жива может обидеться и лето будет сопровождаться дождями, заморозками и прочими, гибельными для урожая, явлениями. Из-за связи с Богиней весны, в некоторых местностях этот праздник известен также, как Живин день. Начиная с Пролетья и до наступления ранней осени Живу начинают называть Майей Златовлаской.

Кроме того, существовал обычай, который можно охарактеризовать, как ритуал пробуждения земли от зимней спячки. С помощью плуга вокруг деревни или поселения очерчивался круг, за который, по поверьям, не могло проникнуть никакое зло. Ту же самую процедуру проводили вокруг поля, на котором предполагалось выращивать будущий урожай. Эта традиция была характерна не для всех областей. В южных регионах земля к наступлению Пролетья была уже, как правило, подготовлена к севу, и этот день целиком посвящался отдыху и веселью перед предстоящими полевыми работами. Старейшины решали, в какой именно день начинать сев, при этом обращая особое внимание на приметы, определенные многими поколениями. Например, если день Пролетья выдавался пасмурным – это свидетельствовало о прохладном и дождливом лете. Также старцы произносили особые молитвы, раскланиваясь на три стороны светы, кроме севера. В более поздние времена в этих молитвах упоминается и имя пророка Иеремии, преимущественно, среди восточных славян.

 

По мотивам статьи

About the Author: NikO

Нико