Продолжаем путешествие по России и изучаем прекрасные народные росписи, отличающие разные регионы нашей большой страны.
Предыдущие части обзора доступны по ссылкам:
Жостовская роспись
Жостовская роспись — это народный художественный промысел по росписи кованых металлических предметов, прежде всего подносов.
Эта роспись уходит корнями в конец XVIII — начало XIX веков, когда в тогдашней Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области), в сёлах Жостово, Осташково, Хлебников, Троицкое, сложилось несколько небольших мастерских по производству расписных изделий из папье-маше.
Считается, что свою известность жостовская роспись получилась благодаря семье Вишняковых. Всё началось с того, что в 1780 году крепостной графа Шереметьева Филипп Никитич Вишняков создал «лакирную мастерскую», в которой изготавливались расписные изделия из папье-маше под лак: шкатулки, ларцы, табакерки, чайницы, спичечницы, конфетницы, подносы. Вскоре Вишняков открыл лавку в Москве, а за старшего в мастерской в родной деревне оставил своего брата.
Сыновья Вишнякова продолжили дело отца. В 1825 году один из них, Осип Филлипович, решил открыть собственную мастерскую, но по художественной росписи изделий не из папье-маше, а металлических подносов. К этому его подтолкнуло участие в сельских ярмарках, на одной из которых на него произвели впечатление узорные подносы уральских умельцев. Именно 1825 год считается общепризнанной датой рождения жостовского промысла. Постепенно железные подносы вытеснили разнообразные расписные картонные поделки в мастерских Подмосковья.
Изначально подносы ковали вручную. За достаточно длинную историю промысла мастера придумали более сотни разных форм таких изделий. В современных условиях заготовки производят на фабрике с помощью пресса, а доработка изделий по-прежнему осуществляется вручную с помощью ножниц по металлу и приспособленных для этого молотков. Затем изделия покрывают специальным грунтом и двумя слоями чёрной эмали, а затем приступают к нанесению самой росписи.
Основной мотив жостовской росписи – реалистичные цветочные композиции и букеты. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Иногда мастера также изображают на своих работах птиц и ягоды. Традиционно роспись выполняют на чёрном фоне, но порой можно встретить и иные: красный, синий, бледно-зелёный, серый. В цветах орнамента преобладают яркие оттенки красного и розового, но мастера не стесняются использовать и другие краски.
Как видим, производство прекрасных расписных работ требует кропотливой работы, долгого времени и уникальных навыков.
Ростовская и вологодская финифть
Финифть— вид прикладного искусства и ремесла по изготовлению росписи на металлической подложке с помощью стекловидного порошка, или эмали (слово финифть – это иное название эмали).
Украшенные таким образом предметы отличаются особой яркостью и чистотой красок и не выцветают с течением времени. Как правило, финифть используют для создания украшений, ювелирных изделий, шкатулок, миниатюрных портретов и картин, сувениров, икон, гербов и иных предметов роскоши.
Для финифти характерна полная цветовая палитра без ограничений. Эмаль приобретает требуемый цвет после обжига при высоких температурах с помощью добавок, для которых используются соли металлов. В частности, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный.
Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Это всегда штучное ручное производство, и каждое изделие с финифтью уникально. Это самое настоящее искусство.
Различают два вида финифти:
Вологодская (усольская) финифть — художественная роспись по белой эмали. Зародилась она в XVII веке в городе Сольвычегодске изначально Архангелогородской, а затем Вологодской губернии; впоследствии подобной финифтью стали заниматься в Вологде.
Главная тема усольской финифти – цветочные орнаменты самых разных цветов радуги. Другие частые мотивы – красивые виды городов России, терема, городской кремль, сказочные сюжеты. Реже встречаются портреты и религиозные миниатюры.
Ростовская финифть известна с XVIII века. Этот вид художественной росписи зародился в городе Ростов Ярославской области. Изначально изделия ростовских мастеров использовались для украшения храмов и монастырей Руси и Греции. Затем вставки из эмали также стали размещать на облачениях священников, богослужебных книгах, утвари, домашних иконах и иконостасах.
Сюжеты, естественном образом, были исключительно религиозные: лики святых, изображения Богородицы и Иисуса Христа, библейские сюжеты. Долгое время ростовские мастера работали по заказу церкви.
Постепенно круг сюжетов расширился, стал более реалистичным, среди мастеров стало больше крестьян, и ростовская финифть стала производством народным. После Революции произошёл полный отход от религиозных мотивов, и на фоне развития народных промыслов и народной культуры ростовская финифть получила вторую жизнь в цветочно-революционном наряде.
В советский период изящные цветочные композиции, украшавшие броши, шкатулки, зеркала, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы красоты и роскоши, дополняли орнаменты с серпом и молотом, пятиконечными звёздами, лентами и колосьями, советскими лозунгами.
В современной финифти выделяют пять крупных направлений: ювелирные украшения, предметы интерьера, сувениры, иконопись, подарки. Нынешние мастера художественной эмали продолжают работать в традиционных цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном жанрах.
В этих изящных работах мастеров заключено прекрасное наследие и история нашей страны. Какие удивительные метаморфозы пережили народные ремёсла нашей страны.
Если вам интересно, оставайтесь с нами, чтобы продолжить увлекательное путешествие по России и её великолепным народным промыслам.
Автор: Анна Киран
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
https://welcome.mosreg.ru/stories/zhostovskaya_rospis
https://vk.com/@-194603979-zhostovskaya-rospis-istoriya-promysla-osnovnye-cveta-motivy
https://vk.com/@pushkinlib-gzhel-hohloma-i-finift-10-legendarnyh-narodnyh-promyslov-ros?ref=group_block
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/zhostovskaya-rospis/
http://teaartstudio.ru/?page_id=16047
https://www.antiquariat.ru/brand/company_vishnyakov_and_sons/
https://vk.com/@pushkinlib-gzhel-hohloma-i-finift-10-legendarnyh-narodnyh-promyslov-ros?ref=group_block
https://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post379263339/
http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-obrabotka-metalla/17209-2/
https://id77.livejournal.com/2611533.html
https://antiqueland.ru/articles/873/
https://dzen.ru/media/houseussr/finift-v-sovetskoe-vremia-5e2e36dcd4f07a00aeff67d0
Фотографии из указанных выше источников и иных материалов в открытом доступе.
#Жостовскаяроспись #финифть #ростовскаяфинифть #усольскаяфинифть #вологодскаяфинифть